24.10.22-28.10.22

Тема недели

"Домашние животные и их детеныши"

1. Рассмотреть иллюстрации домашних животных: кошки, собаки, коровы, лошадь, свиньи, овцы, козы, кролика. Уточнить обобщающее понятие "домашние животные.


2. Вспомнить внешние признаки каждого животного, ответив на вопросы:
- Почему не слышно, когда ходит кошка?
- Для чего у лошади на ногах копыта?
- Зачем корове рога?
И т.д.


3. Вспомнить, чем питаются домашние животные, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними.


4. Вспомнить, как называются домики, которые человек строит для домашних животных.

Для коровы - хлев.
Для овцы - овчарню.
Для собаки - конуру (будку).
И т.д.

5. Вспомнить загадки о домашних животных.


6. Упражнение "Кто как голос подает?" - закрепляем умение образовывать глаголы от звукоподражательных комплексов.

Корова - " му-у" - мычит.
Кошка - "мяу" - мяукает.
И т. д.

7. Учить подбирать прилагательные к существительным.

Кошка (какая?) - ласковая, игривая, шаловливая, маленькая, породистая. Собака - ...
Свинья - ...
Корова - ...
Овца - ...
Лошадь - ...
И т.д.

8. Упражнение "Кто и что делает?" на подбор глаголов к существительным.

Кошка - лакает, мяукает, царапается, мурлычет, ласкается, охотится, облизывается.
Собака - сторожит, лает, кусает, грызет, охраняет, воет, бегает.
Лошадь - ...
И т.д.

9. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Кошка - кошечка.
Лошадь - ...
Корова - ...
И т. д.

10. Упражнение в понимании функции суффиксов в словообразовании.

а) Рассказать ребенку сказку.

Два брата Ик и Ищ

Стоял дом. В нем жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота пришли два брата - звали одного Ик, второго - Ищ.
Ик был маленький и ласковый, он превратил дом в домик. А Ищ был очень большой, он превратил дом в домище. В домике стал жить котик, а в домище поселился котище. У котика были усики, носик, глазки, ротик, лапки (дальше продолжает назвать ребенок). А у котища были: ротище, ...(дальше слова образовывает ребенок)
б) Обратить внимание ребенка на то, что если в слове слышится "ик", значит предмет маленький, а если в слове слышится "ищ", то предмет очень большой.


11. Упражнение "У кого - кто?" на падежное согласование существительных.

У кошки - котенок (котята).
У лошади - ...
У свиньи - ...
И т.д.

12. Упражнение "Кто чем питается?" на употребление творительного падежа существительного единственного числа.

Кошка - молоком
Собака - мясом и т.д.

13. Упражнение "Один-много" на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.

Одна кошка - много кошек.
Один котенок - много котят.
Одна корова - много коров.
Один теленок - много телят.
Один бык - много быков и т.д.

14. Употребление существительного в родительном падеже единственном числе.

Ответь на вопросы:
У кого рога?
У кого мягкие лапы?
У кого вымя?
У кого щетинка на спинке?
У кого нос-пятачок?

15. Согласование числительного с существительным.

а) Упражнение "Посчитай"

1 кошка, 2 кошки, 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 кот, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 котенок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
И т.д.

б) Это упражнение также помогает развить слуховое внимание, память и связную речь.

- Послушай рассказ.

В деревне было два пастуха. Оба пастуха пасли скотину. Загонять животных на скотный двор им помогали пятеро ребят. Первыми во двор заходили коровы, вторыми - козы, третьими - овцы.
- Ответь на вопросы:
Сколько в деревне пастухов?
Кто из пастухов пас скотину?
Кто помогал пастухам загонять скотину?
В каком порядке заходили животные?
Пересказать рассказ полностью, употребляя слова: "два", "оба", "пятеро", "первые", "вторые", "третьи".


16. Упражнение "Чей хвост, чье туловище?" - учимся образовывать относительные прилагательные. Желательно использовать картинки или иллюстрации животных.

Голова (чья?) - кошачья.
Хвост (чей?) - кошачий. И т.д.

17. Упражнение "Скажи одним словом" на образование сложных слов.

У козы нет рогов. Она безрогая. Ты дорисовал рога, и теперь она стала ...(рогатая)
У кролика нет ушей. Он ... Ты дорисовал уши, и кролик стал ...
У кошки нет хвоста. Она ... Ты дорисовал хвост, и она стала ...
И т.д.

18. Развиваем логическое мышление.
Продолжаем учить отгадывать загадки.

Пробирается к корыту,
Оттирает всех бочком,
Покупатель неумытый
С неразменным пятачком
(Свинья)

С бородой на свет явился
И не разу не побрился.
(Козел)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Кролик)

19. Упражнение на развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков.

Коготочки
У кошечкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их спрятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши.
(Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко "мяу".)

20. Развитие слуховой памяти, дикции.
Выучить стихотворение (любое на выбор).

Подарок
Раскрывается корзинка.
В ней подарок, да какой!
Не игрушка, не картинка -
Песик маленький, живой.
Уши мягкие, как тряпки,
Нос как пуговка звонка,
Неуверенные лапки
Разъезжаются слегка.
Шелковистой теплой спинкой
Жмется ласково к ногам...
Не игрушку, не картинку -
Друга подарили нам!
(М. Стремин)

Кошка
Вы со мной знакомы близко,
Я - приветливая киска.
Кверху - кисточки на ушках,
Когти спрятаны в подушках.
Чистоплотна, аккуратна,
Если гладят - мне приятно.
Я люблю мышей и птичек.
В темноте я зорко вижу,
Понапрасну не обижу.
Но дразнить меня опасно -
Я царапаюсь ужасно.
(В. Стоянов)

21. Развитие связной устной речи.
Пересказ рассказа без опоры на вопросы (рассказ по выбору).

Кошка
У кошки мягкая гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На мордочке у нее большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие уши и длинные усы. Кошка крадется мягко, осторожно, когда идет за добычей. Кошка - домашнее животное, живет рядом с человеком, ловит мышей, крыс.

Дружок
Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

Словарная работа.
Объяснить выражение "отбил овечку".


22. Познакомить ребенка с "крылатыми выражениями". Активизировать их в словаре вашего ребенка.

Люди придумали про домашних животных много "крылатых выражений". Это такие выражения, которые являются очень меткими, а поэтому они полюбились народу и как бы приобрели крылья, то есть разлетелись по свету, став пословицами, поговорками.
Словарная работа.
Объяснить значение выражений:
- Козел отпущения (так говорят о человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину)
- Как баран на новые ворота (ничего не понимает)
- Купить кота в мешке (совершить необдуманный поступок)
- Как собака на сене (сам не пользуется и другим не дает)


23. Ознакомление с художественной литературой.

а) Прочитать ребенку сказки:
"Волк и семеро козлят"
"Зимовье зверей"
"Кот в сапогах" Ш. Перро
"Котенок по имени Гав" Г. Остер
"Кошкин дом" С. Маршак
"Дядя Федор, пес и кот" Э. Успенский

б) Если ребенок уже знаком с перечисленными произведениями, то предложите ему поиграть в литературную викторину "Узнай книгу и автора"

- "Таким образом, шесть моих братьев оказались в желудке у волка".
("Волк и семеро козлят")

- "Мой хозяин - кот с морской фамилией. А недавно у меня родился теленочек по имени Гаврюша".
("Дядя Федор, пес и кот" Э. Успенский)

- "Я достался хозяину в наследство. Сначала хозяин переживал, а потом понял, что моя хитрость стоит дороже мельницы и осла".
("Кот в сапогах" Ш. Перро)



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога